воскресенье, 29 мая 2016 г.

В концлагере мне что-то не понравилось.

Музей Аушвиц-Биркенау в Освенциме принес мне колоссальное разочарование. Даже не знаю, что именно на меня так подействовало. Может я возлагала на него слишком большие надежды, почти всю жизнь желая туда попасть. Или из-за того, что в день нашего посещения стояла отличная солнечная погода, а может это всё из-за зеленой травки, растущей по всему концлагерю, я не знаю, но у меня создалось впечатление, что я не в том месте, где жестоко убивали огромное количество людей. И, что всё это не правда, что был какой-то другой лагерь. Мне всегда была интересна тема концлагерей, я много читала про это, смотрела фильмы и видела много ужасающих фотографий. Идя, в музей Освенцима я ожидала увидеть, что-то жуткое, что пробирает до мурашек. Я считаю себя человеком очень впечатлительным и эмоциональным, но там я не почувствовала ничего, ни одной мурашки, кроме парочки моментов, о которых я расскажу чуть позже.
Так вот, зашли мы в Аушвиц-Биркенау, а попали в подмосковный таунхаусный посёлок. Кирпичные двухэтажные корпуса с огромными окнами, без балкончиков, но с симпатичными фонариками и номерами домов. 






На фото не видно, но по территории концлагеря гуляет огромное количество экскурсий: школьники, старики, немцы, поляки, японцы, кого там только нет. И многие из них явно приехали просто потому, что экскурсия входила в тур. Музей этот устроен так, что темы экспозиций разделены по корпусам, которые имеют соответсвующие названия "Жизнь узника", "Вещественные доказательства и преступления", "Жилищные и санитарные условия", "Уничтожение", и "Корпус смерти". 
В большинстве корпусов висят фотографии и картинки, которые все до этого видели миллион раз. Наверно если бы мы пошли с экскурсией было бы интереснее, но не знаю. Маше там было совсем тяжело, она бегала и что-то говорила с очень важным видом, и даже была немножко похожа на Гитлера из ютуба. Было, конечно, стыдно за её поведение, но спокойно она могла сидеть только в коляске, а с колясками заходить в корпуса нельзя. Даже инвалиды оставляли свои коляски у входа. (Это еще один гигантский минусище в копилку моего негодования в организации данного музея.) Что бы не вынимать Машу по тридцать раз из коляски, мы решили заходить в домики (бараками это назвать нельзя) по одному. 
В корпус, по-моему "Уничтожение" я зашла с экскурсией, как мне показалось немецкой, но я не уверена. В корпусе собраны вещи людей, гигантские кучи волос, которые не успели отправить на завод, где делают, как я поняла верёвки. 
Среди людей из экскурсии была компания нескольких мужчин и женщин, которые показывали на какие-то предметы, что-то говорили и смеялись. 
Но возмутило меня не это. А то, что когда я зашла в обычный павильон, где я уже не помню что выставлялось, помню только, что там было опять ну очень много людей, светлые стены, и ничего устрашающего. И какой-то экскурсовод сделал мне выговор по поводу того, что Маша бегает. Из всей его злобной речи я узнала только слово "балаган". 
В общем не понравился мне этот музей совсем. Все облизанное, кроватки стоят чистенькие, красивенькие, как в пионерском лагере, только деревянные. Комнаты светлые и просторные. И никакого ощущения ужаса. 














Единственное жуткое место, оставшееся в этом музее - это крематорий. И "баня", куда сводили людей, а потом скидывали через дырки "Циклон Б"

 















Из Аушвиц II - Биркенау, второго лагеря, находившегося рядом не стали делать никаких музеев. Его оставили как есть, и пускают людей на территорию и в некоторые бараки. Тут конечно уже совсем другие ощущения.




Дорога до крематория, для вновь прибывших и негодных к работе.






Есть полки на которых лежат камни. Евреи всегда вместо цветов оставляют на могиле камешки. 

Когда мы уехали из Освенцима, я подумала, что наверно со мной что-то не то, и решила оставить все эти негативные мысли про музей при себе. Поэтому мне не хотелось выкладывать его в инстаграм и вообще писать про него статью. Потому что наверно неправильно критиковать это место, и даже как-то подшучивать. 
Единственное, что я себе позволила-это обсудить музей с Лёней. Он согласился со мной, и с моей идеей, что надо было как-то создать обстановку, пустить какой-нибудь ненавязчивый звук метронома или фашистские голоса. 
И я никогда не написала бы эту статью, если бы мы не попали в музей Брестской крепости, где как будто бы учли все мои пожелания. Где на входе играет "Вставай страна огромная", стучит метроном и летят на голову бомбы. В залах висят портреты очевидцев, а когда подходишь к каждому из них, они начинают рассказывать свои воспоминания.
И когда Маша бегала по залам с балаганом, смотрители улыбались и радовались, что к ним заходят такие веселые посетители.

1 комментарий:

  1. Хорошо, когда всё видишь своими глазами. У меня примерно такое же впечатление сложилось от посещения Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Я человек не верующий, но думал, что когда попаду в это уникальное место, то что-то почувствую, чего раньше не понимал. Ожидал, что мне явится какой-то знак свыше. Но ничего подобного. Самое точное определение - "балаган". Бесконечные толпы разноцветных туристов, сувениры и никакого присутствия боженьки...

    ОтветитьУдалить